Потомкам в наследство

Каждый раз, встречаясь с Александром Прокопьевичем Кисленко в Чуровичской школе, где он директорствует, непременно прошу, чтобы провел меня на второй этаж, где расположен музей. Не помню уже, когда впервые познакомился с экспонатами, собранными там. Как представляется, могу уже, что называется, с закрытыми глазами указать их расположение, воспроизвести текстовое наполнение стендов, лаконично и емко оформленных, содержательных, включающих в себя совершенно уникальные фотоиллюстрации, которые сами по себе представляют важный документальный материал.

А.С. Третьяков

Все так и есть. Но присутствует и еще один фактор, личностный, весьма немаловажный. Перешагнув за порог школьного музея, непременно отдаю дань памяти его создателю — Александру Степановичу Третьякову. В свое время — достаточно долго — мы были знакомы. И я всегда испытывал не просто уважение, а, если хотите, почтение к этому всегда внешне энергичному, деятельному человеку, буквально фонтанирующего новыми идеями, неугомонного, располагающего к себе.

Он возглавлял педагогический коллектив Чуровичской средней школы, одного из самых сильных в профессиональном и творческом плане у нас в районе. Третьяков вел уроки русского языка и литературы, прекрасно знал предмет и владел классами. Впрочем, это давалось ему легко: ученики души не чаяли в своем учителе, видели в нем искреннего старшего наставника, душой болеющего за своих воспитанников. Кроме всего прочего, и это важно чрезвычайно, для коллег, школьников, односельчан, для всех, кто был с ним знаком, Александр Степанович воплощал в себе лучшие качества, присущие бывшим фронтовикам, прошедшим все круги военного ада. Он был открыт душой навстречу каждому, был независим в суждениях, честен в поступках, страстно любил свою профессию.

С фронта он вернулся в мирную жизнь с тяжелым ранением. Его последствия сказывались: Третьяков прихрамывал.

На передовой Александр Степанович, уроженец деревни Раковка нашего района, оказался в свои 19 лет после учебы в курсантской школе, в которую был направлен в июне 1941 года.

Пулеметчик Третьяков в боях с гитлеровцами проявил исключительную храбрость и героизм. Он — один из тех, кто был награжден двумя орденами Славы, III и II степеней.

А знаете, кому по статусу вручались эти награды? Давайте вспомним. Орден Славы был учрежден у нас в стране в один день с орденом «Победа» — 8 ноября 1943 года. Им награждались солдаты и старшины Красной Армии и флота, а также младшие лейтенанты ВВС. То есть бойцы, которые именовали себя окопниками, находились на передовой линии огня.

Расцветка ленты, на которой носится орден, представляет собой Георгиевскую ленту. А она — не что иное — как отличие высшей доблести российского солдата!

Потому столь подробно останавливаюсь на этом, что хочу лишь подчеркнуть достоинства солдата Третьякова.

Он заслужил свои ордена, «личной храбростью, содействовав успеху общего дела» — так предписывалось командованием определять, кто из воинов достоин стать кавалером ордена Славы. Как всем понятно, победа без славы не бывает.

Только одно дополнение стоит внести, чтобы дополнить портрет фронтовика Александра Степановича Третьякова: за военные подвиги ему было присвоено звание почетного гражданина города Севастополя!

Порой задаю себе вопрос: почему так часто бывшие боевые солдаты, офицеры, сняв армейские шинели, в новой для себя, мирной, жизни становились педагогами, шли работать в школу. Для них, героев-орденоносцев, были открыты широкие пути и возможности выбирать профессию по себе. Но вот именно школа, способность самому влиять на развитие молодой смены — это многие считали прямым долгом и гражданской обязанностью. А ведь у них сбывалось! Послевоенные поколения, воспитанные теми, кто знал истинную цену жизни, подняли страну из руин.

Вот и Третьяков обрел на педагогическом поприще свое призвание. Как истинный сельский интеллигент, он не замыкался рамками школьной деятельности. Создается оркестр струнных инструментов, он — там, в коллективе музыкантов, прекрасно играет на мандолине.

Требуется его организаторский дар для сплочения коллектива в помощь совхозу — он сполна проявляет свои способности и тут…

Но есть у него, бывшего фронтовика, одно заветное желание. Если хотите — внутренняя потребность или долг перед теми, кто не пришел с войны.

Александр Степанович долгие годы, где бы ни работал, постоянно, кропотливо, повседневно занимался исследовательской, краеведческой работой. Восстанавливал из забвения имена односельчан, не склонивших головы перед оккупантами, находил документальные подтверждения своим поискам.

Именно ему принадлежит заслуга в том, что удалось в полной мере узнать о подвиге жителя деревни Полхов Максима Павловича Стрижака, казненного гитлеровскими карателями в январе 1942 года. Эти поиски Третьяков вел еще тогда, когда работал директором школы в Чернооково.

После того, как перебрался в Чуровичи, педагог с новыми силами взял на себя обязанность краеведа-общественника. И лучшим подтверждением этих слов стала работа по организации школьного музея — его детища, которое сегодня носит имя создателя.

— Вот таким способом наш бывший директор оставил в памяти не только о себе, он сохранил ее о многих односельчанах, которые того достойны, — признает и ветеран педагогического труда Екатерина Макаровна Кудрявцева. — Александр Степанович черпал для себя силы, занимаясь организацией музея: собирал материалы, готовил стенды, писал… Словом, считал делом своей жизни…

В мае 1982 года музей был открыт, что подтверждает свидетельство под номером 4987 о присвоении ему статуса «Школьный музей боевой и трудовой славы».

…Предлагаю читателям совершить краткий экскурс по экспозиции музея, который занимает небольшое, но компактное помещение. Она включает в себя несколько разделов: дореволюционный, начало Советского периода, этапы времен Великой Отечественной войны и современного.

Чтобы сконцентрировать внимание, остановлюсь чуть подробнее на одном из них — освещающем участие жителей Чурович, окрестных селений в Великой Отечественной войне.

Именно здесь в свое время я увидел портрет Нины Григорьевны Манчжугинской, отважной партизанки, которая повторила судьбу легендарной Зои Космодемьянской.

Наша землячка при выполнении очередного задания была схвачена приспешниками фашистов — полицаями. Ее, вместе с возлюбленным — Артуром, жестоко пытали, а затем казнили — повесили в центре села.

Мне удалось найти и свидетелей той страшной расправы. Все это стало основой для создания очерка «Если б не было войны». Он имел продолжение: педагоги и ученики Климовской школы №3 на его основе с помощью компьютера создали фильм о казненных, истинных патриотах. Как видим, задумка организатора музея — А.С. Третьякова — пробудить живой интерес, вызвать благодарность потомков к тем, кто принес себя в жертву ради мира на земле, — оправдывается полностью.

Еще ждет своего часа рассказ и о судьбе уроженца Чурович Сергея Федоровича Шевченко, политрука одного из партизанских отрядов соединения легендарного А.Ф. Федорова. О его судьбе, судьбе его семьи также можно узнать из стенда, помещенного в экспозиции музея. Немцы устроили охоту за семьей народного мстителя. Детей удалось спрятать, а вот жену Шевченко — Полину Григорьевну — каратели схватили, отправили на расправу в Новозыбков. Но по пути следования, в урочище Лозы, партизаны отряда имени Кирова устроили засаду и отбили арестантку в бою с гитлеровцами. Дальнейшая судьба только одной этой семьи может много поведать об испытаниях, выпавших на долю наших земляков, не по своей вине оказавшихся под оккупантами на какой-то срок.

Фотографии, документы рассказывают о том, какое участие принимали в войне с фашистами женщины. В их числе — пулеметчица из партизанского отряда имени Кирова Анна Акимовна Лозовская, впоследствии успешно работавшая педагогом в Климовской средней школе. Автор этих строк был в числе ее учеников и признательность своему педагогу сохраню до конца.

Учителем в Чуровичской средней школе работала и Дора Никитична Телкина, в военную пору — медицинская сестра. Знакомство с ней состоялось по несколько иной причине. Дора Никитична в течение всего периода своей педагогической деятельности ежемесячно из скромной зарплаты перечисляла определенный процент средств в Фонд мира. В такой форме считала себя обязанной отстаивать правое дело. Узнав об этом, тогда я, молодой корреспондент, выехал в Чуровичи, чтобы рассказать читателям газеты о бескорыстном движении души немолодого уже человека. И был поражен ее скромностью, сердечной щедростью и простотой…

Нет сейчас уже с нами и бывших фронтовых медсестер Марии Никитичны Мельниченко и Нины Фоминичны Божок, о судьбе которых школьники также могут узнать здесь, в музее.

Равно как и о судьбе Романа Федоровича Медведева или Николая Васильевича Заровного, вставших на защиту Родины от врага в суровой лихолетье войны в семнадцать лет. Оба входили в состав отряда народных мстителей — партизан.

Видное место в тематической экспозиции школьного музея занимают материалы, посвященные своим знаменитым землякам — уроженцам села Чуровичи — Героям Советского Союза Ивану Кондратьевичу Кравцову и Евтихию Емельяновичу Белову…