Дорогами войны

Ржев и Вязьма, Ельня и Орша, Великие Луки и Рига. Для кого-то может это всего лишь точки на карте нашей страны, а для Александра Михайловича Печникова земля, политая его кровью и кровью его боевых товарищей, земля, которую он защищал от немецко-фашистских захватчиков.

Ему было всего восемнадцать лет, когда началась война. Как тысячи таких же парней, ушел он на фронт. После окончания курсов радиотелеграфистов, его направили в подразделение связи артиллерийского полка. Что такое связь в бою? Это глаза и уши командира. Без нее войска не могут быстро маневрировать, теряется взаимодействие между подразделениями.

— В начале войны, — говорит Александр Михайлович, — было мало у нас радиостанций, связь в основном обеспечивалась телефонами.

А телефонные провода часто рвали снаряды и мины, резали вражеские разведчики. И нужно было, несмотря на пули и снаряды, вновь и вновь восстанавливать связь, чтобы снаряды наших орудий ложились точно в цель.

В 1943 году Александр Михайлович после госпиталя попал в отделение артразведки. В том же году ему был вручен и партийный билет.

— Наша задача заключалась в том, — вспоминает ветеран, — чтобы, выдвинувшись на нейтральную полосу или свой передний край, скрытно .вести наблюдение за противником, его перемещениями, засекать огневые точки. Все эти данные сообщались артиллеристам-огневикам, а те уже поддавали жару врагу. В наступление шли вместе с пехотой, опять же наблюдая за противником.

Большая ответственность ложилась на плечи разведчиков-наблюдателей. Они не имели возможности проникнуть непосредственно в расположение врага. Им приходилось по шуму двигателей, по звуку выстрелов, по малейшим изменениям на местности определять, где скрыты огневые точки, куда перебрасывается техника и какая. И от точности и достоверности этих сведений зависело очень многое. Требовались большая выдержка, внимание, знание всех характерных примет. Две медали «За отвагу» и другие награды говорят о том, что Александр Михайлович Печников хорошо овладел этой боевой специальностью.

Не удалось солдату дойти до Берлина. В Латвии он был ранен, долго лечился в госпитале и демобилизовался уже после Победы.

И вот уже почти тридцать лет работает на железнодорожной станции Климов. И здесь у него должность такая же ответственная, как когда-то была на фронте. Александр Михайлович — составитель поездов. Его мирный труд отмечен Ленинской юбилейной медалью. И хотя он уже три года как на пенсии, все еще продолжает трудиться, показывая пример коммунистического отношения к делу.

С. Сергеев

Авангард № 152, 1985 г.